Интервью с Михаилом Шакиным - 1 часть

Андрей Буйлов

Автор статьи
Андрей Буйлов

Подробнее об авторе

Чтобы добиться успеха в любой сфере, не лишним будет узнать, какой путь прошли те, кто уже успешен. Сегодня у нас замечательный звездный гость — Михаил Шакин, известный блогер и специалист по SEO-продвижению на Западе.

Статья состоит из двух частей: эта будет про SEO-продвижение в целом, вторая — про заработок в западном сегменте интернета.

— Михаил, я рад очень, что ты к нам приехал сюда в Уфу, пришел на интервью.

— Спасибо, что пригласил на гостеприимную уфимскую землю.

— У тебя очень большая фанатская база.

— Я простой блогер, и если кому-то нравится контент, то хорошо.

— Простой блогер, который дает годный контент уже много-много лет. Сколько именно?

— Ну, занимаюсь SEO с 2006 года, а блог веду с 2007.

— Первые годы вел блог только в текстовом виде?

— Да.

— Как долго?

— Первые 4-5 лет активно только текст, и потихонечку видео начал.

— Начал вести YouTube-канал, а затем активнее гастролировать. Что побудило поменять формат и почему не сделал этого ранее? Почему не начала выступать раньше?

— Если честно, надо было раньше начать выступать. Меня стали звать на конференции с года 2009-2010. Я всегда отказывался, думал: «Ну кому там интересно меня слушать? О чем могу рассказать?». Все, что хочу — напишу в блоге и ехать никуда не надо. Но постепенно, когда тебя годами куда-то зовут — не то, чтобы постоянно, но несколько раз в год (2-3) куда-то приглашали — все равно рано или поздно задумаешься о том, а не съездить ли мне. 

— И как-то в 2017 году Дима Шахов пригласил на Baltic Digital Days в Калининград. И я думаю — все, поеду. Потому что итак хотел, там такие восторженные отзывы об этой конференции. Я один раз съездил и стал просто ходячей рекламой этой конференции.

— И сейчас пришел к выводу, что ездить нужно обязательно, потому что формат потребления информации меняется. Людям интересны всякие доклады смотреть, это большая аудитория. Если у блога, например, сто процентов охват — ну вот моя аудитория 100% — то съездив куда-то на конференцию выступить, получаешь охват 1000%. То есть ты соприкасаешься с теми людьми, которые на твой блог вообще бы никогда не зашли. И в итоге очень полезно — новые знакомства, тебя больше узнают, благодаря полезным знакомствам какие-то связи появляются и намного интереснее работать в отрасли. 

— Ну да, и потом шлейф после этих конференций большой идет: публикации у себя в блоге и так далее.

— Да. И заказы на консультации, на продвижения, какие-то услуги появляются. Кто-то рекомендует меня, я кого-то рекомендую, то есть всем хорошо.

— Какие планы по гастролям на уже видимо следующий год? В этом году гастроли, я так понимаю, закончил?

— Да, в этом году закончено. Думаю примерно в том же объеме буду ездить. Я сейчас легкий на подъем, куда приглашают в принципе везде езжу. 

— Сколько в этому году получилось таких выездов?

— Ну, наверное, штук 8 или 10. Не так много, потому что они все сконцентрированы осенью, а осенью у нас такие SEO-гастроли.

— Ну да-ну да, весной буквально несколько там предприятий, летом БДД, а осенью начинается.

— Про выступления. Перед интервью постарался поспрашивать участников рынка — где-то клиентов, где-то как-то — какое мнение о спикере, какие вопросы хотели бы задать, чтобы актуальнее было, а не только «мы с тобой дружим, я тебе такие рафинированные вопросы задам». И вопрос был такой: есть мнение на рынке, что ты вот взял одну тему — работайте так вот со ссылками, так вот с текстами — и примерно с одной темой ездишь несколько лет и пишешь про одно и то же. Что по этому поводу можешь сказать?

— Нет, на самом деле, у меня где-то штук 5-7 направлений для докладов. Причем даже если доклад полгода назад примерно такой же был, я его полность перерабатываю: во-первых, слайды надо новые сделать, и, во-вторых, примеры сайтов, которые приводил, часто обновляю, потому что нахожу более удачные и успешные. То есть одинаковых докладов у меня практически не бывает. В этом году там один или два таких совпадения были.

— Вот сейчас буду на семинаре в Уфе рассказывать: во-первых, о монетизации — перспективное направление в англоязычном интернете, во-вторых, — внутренняя и внешняя оптимизация под Google. Позавчера на CyberMarketing рассказывал про советы от сотрудника Google в Нью-Йорке и на Западе, рассказывал про монетизацию с помощью ClickBank. То есть разные направления, но интересные. 

— Вообще мои доклады — это как мега-пост у меня в блоге. Называю мега-постом  такую статью, над которой неделю работаешь. Она получается огромная и долго и хорошо привлекает трафик. На ее основе и делаю доклады. Только в виде слайдов: несколько абзацев формирую в слайд, картинки красивые добавляю, анимацию. Я люблю анимацию, чтобы все так переливалось.

— Ну да, абсолютно поддерживаю то, о чем сейчас говоришь. Даже если кому-то кажется, что где-то это уже слышал, где-то видел по факту, когда спикер даже такую для кого-то вроде очевидную информацию рассказывает типа «я так и делаю», то на самом деле очень многие делают не так же. Когда информация прошла через спикера, абсолютно по-другому воспринимается, и абсолютно другая польза от нее.

— Я считаю вообще неправильным, когда спикер с одним и тем же докладом на всех конференциях выступает из года в год, из месяца в месяц. Я сам такого не люблю и естественно не хочу такое делать. Так не интересно людям, им хочется всегда что-то новое.

— Да, согласен. Как у тебя получается в таких объемах генерировать годный контент?

— Я сейчас честно разделил: в блоге меньше публикую материала, каких-то крутых статей, потому что за прошлые годы там и так много набралось. Сейчас по стратегии доработки контента иду. Домой приеду, зимой начну активнее делать. То есть беру старую статью, ее там перелопачиваю, редактирую и делаю из нее новый контент.

— И вообще отдельное направление — это выступления с докладами на конференциях. То есть не смешиваю практически эти тематики. Сейчас самое лучший контент отдаю в докладах, остальной в блоге — обновляю и так далее. Там тоже много полезного, но на данный момент основное — это вот в личном общении и на докладах.

— Ты потом выкладываешь материал в блог после конференции?

— Да, я иногда немножко перерабатываю, формат блога делаю.

— А сами записи докладов?

— Записи докладов… В блоге у меня есть страничка «мои доклады» или «выступления», туда я как тот хомячок складываю аккуратненько каждый месяц, каждый год любой доклад. Хотя бы фотографии, тема и если есть видео в паблике, обязательно туда выкладываю.

— Есть мнение, что SEO-блогинг умер и что там мало аудитории. Каково считаешь ты?

— Отличный вопрос. На самом деле на мой взгляд он не умер, просто форматы потребления информации самые разные сейчас. Раньше если только standalone-блоги были в основном, то сейчас телеграм, ютуб — это такие отличные направления, а для общения — соцсети. Сейчас большинство блоги не заводит, потому что все общение, например, у SEO-тусовки в рунете — это Facebook.И там, где вся тусовка находится, там и надо общаться. Как раз туда свой контент давать и там светиться. И плюс конференции. То есть он не умер, он трансформировался. Те же конференции для меня — это на самом деле как такое логичное, эволюционное продолжение SEO-блогинга. Не будешь ездить, тебя забудут через пару лет.

— Да, и будешь писать там один.

— И на завод. Я поэтому и езжу по конференциям, чтобы не забывали.

— Очень не хочется на завод, да?

— А, не на завод, я пойду в школу. Я же школьный учитель географии, биологии по образованию. Я год отработал в школе, денег вообще нету, конечно, там.

— Назови, пожалуйста, три лучших, но при этом недооцененных SEO-инструментов.

— Ну их настолько много, даже десятки можно назвать.

— Можно больше.

— Ну для рунета, например, answerthepublic.com — он поддерживает русский язык. Это огромная база данных вопросительных предложений. То есть вопросительные запросы для доработки страниц, дополнении в текст и так далее. Раньше можно было на английском делать и можно было скачать оттуда и перевести просто на автомате. Очень хорошо для текстов подходит. 

— Да, круто. Еще что-то?

— Потом еще наверное… У нас в рунете мало все-таки эти анализаторы страниц подходят. Я бы сказал какой-нибудь Rank Tracker или WebSite Auditor еще. Даже не Rank Tracker, а WebSite Auditor от SEO PowerSuite. Это отличная десктопная программа, которая показывает, как доработать тексты, сравнивает с конкурентами вплоть до таких премудростей, как TF-IDF — эти все алгоритмы очень интересны.

— Да, у меня тоже есть, периодически пользуюсь. Худший SEOшник России по твоему мнению?

— Худший? Ну это тот, кто бросил SEO, потому что у него не получилось. Если не получается, ничего страшного — делайте снова и получится.

— И ушел в свои проекты?

— Нет, и ушел на завод.

— Сейчас есть такая противоположность: есть сеошники, которые типа уходим из SEO и пробуем штамповать свои проекты, а те, которые остались, говорят: «Ага, у вас не получилось, поэтому вы сбежали».

— Да-да.

— Как твое отношение к людям, которые в свои проекты ушли?

— Отличное вообще. То есть при правильном подходе можно зарабатывать отлично как в клиентском SEO, работая в компании, так и на своих проектах — любые направления. То есть то, что у вас лучше получается, на том и концентрируйтесь, то и будет отлично.

— Надо углубляться, специализироваться. Самое классное, когда в SEO настолько закапываешься в какой-то вопрос, что даже в Google и на YouTube нет ни одного материала по этой теме. В таком случае я знаю, что нашел реальную тему. Может она сразу деньги не приносит, но приятно, что ты нашел то, на что даже никто и не публиковал ничего, некого спросить на эту тему, не с кем пообщаться. — И ты над ней думаешь-думаешь, и недели две-три проходит и какое-то решение принимаешь.

— Да, особенно если потом реализуешь и это реально дает крутой профит.

— Или вот представители поисковиков какое-то утверждение делают, которое по всей SEO-тусовке разносится, все цитируют: «вот такой-то человек сказал так-то, оно так-то есть, а мы тут неправильно делаем». На самом деле там много противоречий. Нет задачи представителей поисковых систем что-то нам прояснить, сказать: вот ребята делайте так-то, так-то работайте. По многим моментам свои эксперименты проводишь, проверяешь, и на самом деле оно вот так работает. А поисковики говорят по-своему. Я им не верю, естественно, потому что знаю для себя, как оно, я проверил сам.

— Да, я иногда даже пролистываю, когда очередной представитель Google что-то сообщает. 

— У них другая задача — просто затуманить дорогу к истине. Если у вас свой поисковик, то разве вы будете рассказывать людям, которые пытаются что-то разгадать про ваши алгоритмы, как они работают в действительности? Нет. Я бы нанял «говорящие головы», которые в разные стороны будут направлять, говорить, что «грибы не тут растут, идите туда».

— Да. в этом году они про Google Disavow Tool уже три противоположных заявления сделали: вначале сказали, что не работает, потом опять работает, потом не совсем работает и опять сейчас говорят, что работает. Это очень крутой подход. И причем обсуждают же, растаскивают все.

— Самое интересное, когда ты клиенту говоришь, что вот это так, а он ссылается на поисковики, и говорит, что они вот там сказали, что вот так вот.

— Ну и довольно сложно доказать свою позицию. Либо надо ставить какой-нибудь эксперимент, но не для всего это можно сделать.

— Время тратится, конечно.

— Как считаешь, сколько лет осталось жить и здравствовать Яндексу в России? Когда уже Google победит окончательно?

— Ну это у нас национальная поисковая система и у них, судя по всему, очень сильная лобби. Посмотреть, например, как противодействуют Google и его дальнейшему росту, добиваются, чтобы на мобильных платформах Яндекс обязательно в поиске присутствовал. То есть у них большое лобби, и я думаю Яндекс будет здравствовать всегда в России.

— Если бы они чисто в технологическом плане соревновались, думаю Google бы победил. Не то, чтобы Яндекс плохой, но в последние годы — это же заметно — они технологически и практически не развиваются. У них совершенно сместился акцент на монетизацию. Ну это понятно, конечно, все хотят денежек заработать, там инвесторы требуют и прочее. Но если бы технологически он продолжал бы развиваться, я бы только радовался.

— Вообще, у нас сейчас примерно 50 на 50 доля Яндекса и Google в рунете. И это вполне идеал. В Америке мечтали, чтобы так было, потому что как только одна система станет монополистом — например, представить, что тот же Google к нам придет, а Яндекса не будет, — то включит  на полную катушку все свои фильтры, все свои алгоритмы, которые намного более жесткие в англоязычном сегменте, чем у нас — и нам мало не покажется. Это будет печально. Также и Яндекс: если он Google вытеснит окончательно, то будет очень плохо. 

— Да, монополия всегда плохо.

— Это будут и такие огромные расходы у всех, проблемы и многие сеошники разорятся.

— Да, согласен. В SEO денег нет?

— Да. Нет, в SEO, конечно, как в любой отрасли самые деньги получает небольшой процент, верхушка такая, которая владеет большей частью информации, связями и так далее. У них большие возможности, крупные компании. А основная часть, нижний процент, я бы сказал там 20 -30-40% — они немного зарабатывают. Но это как в любой отрасли: веб-дизайн, программирование и так далее. Там только единицы и единицы получают хороший заработок. И надо стремиться туда, к верхушке, тогда нормально будет.

— Я бы не сказал, что вот у нас отрасль такая, что нижние 20-30 процентов менее опытных, менее эффективных зарабатывают сильно меньше. То есть в очень многих профессиях более традиционных этот разрыв гораздо сильнее. Например, было кажется в прошлом году не интервью, а доклад Дуди Абула перед студентами журфака и теми, кто собирается на журфак. И он сразу говорил, что бегите, глупцы. Ну то есть эта та профессия, в которой ты выбился в топы, тебя все знают и тогда зарабатываешь очень много, но таких там буквально 3%. А остальные 97 зарабатывают безумно мало.

— Да, согласен. Это, наверное, как у актеров в Голливуде. Он может всю жизнь сниматься, там 50 лет на каких-то вторых ролях в эпизодах. И так может и не повезти никогда. Причем от него в принципе мало что зависит, много талантливых и где-то прозябает. А вот в SEO ситуация намного лучше.

— Лучше-лучше, потому что я вижу, что даже откровенно слабые специалисты вполне зарабатывают свои деньги.

— То есть кормиться можно вполне в SEO, если проявить смекалку и какое-то мало-мальское желание. 

— Да, вполне. Эта профессия еще 10-15 лет будет даже в том виде, в неизменном, если не идти в сторону комплексного маркетинга.

— И это одно из самых интересных направлений сейчас. Вот сколько этих офлайн бизнесов разоряется. Когда какой-нибудь руководитель, бывший хозяин компании в такси едет и говорит, что заняться бы мне продвижением в интернете, то  лишний раз в этом убеждаешься.

— Минус в том, что профессия с низким порогом входа. То есть ты можешь просто выставить ценник в два раза ниже, чем у конкурентов, и своего клиента найдешь. Сложного клиента скорее всего подведешь и будет конфликт, но в целом начать зарабатывать деньги просто. Это и плюс, и минус, конечно.

— Или есть достаточно много таких ребят, которые находят клиента, перепродают его какой-то компании и просто отчеты перекидывают друг от друга или вопросы. Ну кто как умеет.

— Помнишь свой первый продвинутый сайт? И если да, то какие эмоции тогда испытывал? Попробуй погрузиться в то далекое время.

— Такой более-менее серьезный сайт — это globator.com. Он и сейчас существует, но заброшен. Я на него давно уже не обращаю внимание.

— Про фотошоп который?

— Да, про фотошоп. Я как-то начал писать уроки по фотошопу и старался это делать максимально подробно, чтобы даже, например, моя мама на пенсии поняла это. То есть все по шагам. Потому что большинство уроков в тематике фотошопа рассчитаны на людей с какими-то навыками. И никто пошагово не говорит, какой инструмент. К примеру, переводы какого-то инструмента на русском, на английском — сейчас это многие указывают, а тогда нет.

— И бывало если новичок — я с точки зрения новичка смотрел — то где-то на третьем или на седьмом шаге из двадцати не могу понять, как это сделать. В уроке говорится, что применяем какую-нибудь маску. А какую маску, где она, там этих масок. И я понял, что надо писать. И очень подробно писал. И это получилось моей фишкой, которой ни у кого не было.

— В итоге за три месяца мой сайт по урокам фотошоп в Яндексе, в Google стал на первом месте. Я еще про SEO ничего не знал, а у меня 3600 посетителей ходило за три месяца — нулевой сайт 2006 год это был. Нет, даже 2005 — SEO стал основательно заниматься как раз в 2006. Я понял — вот оно, классно, всем показывал. Когда еще работу искал даже не в теме интернет-маркетинга, а просто на завод нефтяного оборудования устраивался, где работал менеджером по экспортным поставкам, у меня в резюме было указано, что на сайте globator.com  3600 посетителей в месяц, что он первый по урокам фотошопа.

— А потом один знакомый, когда устраивался на работу в Омске, мне сказал: «А чего не занимаешься вот этим, если у тебя оно лучше всего получается?». И я понял — действительно, вот оно. Я в SEO контору устроился сеошником, 8 месяцев поработал, понял какие-то моменты, знание которых мне не хватало именно по клиентскому SEO. Свои сайты это одно продвигать, а когда сайты клиентов за деньги — коммерческие магазины там — это совершенно другое. Несколько пазлов в голове у меня сложилось в полную картину — и все, я ушел в свободное плаванье.

— И с тех пор занимаюсь только тем, что очень хорошо у меня получается. Это самое классное. Благодаря тому дядьке (я его не помню, кто он такой), который очень толковый совет дал. Я прям благодарен ему на всю жизнь.

— Помнишь свой первый упавший сайт? Залетевший под санкции, например.

— Да, и это тот же globator.com. Я, значит, развился, он вышел у меня на шесть, на восемь тысяч посетителей уже где-то через год, и попал под ддос атаку. Я естественно не делала ничего такого, чтобы кто-то обозлился на меня. Например, лицо человека сделать каким-то смешным. Такого у меня абсолютно не было. Нормальные уроки для людей, никому не вредил, ни с кем не скандалил, не ссорился на форумах. И прилетела такая жесткая ддос-атака, что хостер (я на Агаве был) меня просто заблочил. Сказал, все, мы выключаем ваш сайт, у вас огромное количество запросов идет. У меня и денег на тот момент не было, и я не знал, как с этим бороться вообще. В итоге был кризис в голове, я переносил к другим хостерам, его сразу вырубали. Я посмотрел тогда в Яндекс.Каталоге (он попал в Яндекс.Каталог бесплатно), и узнал, что в тематике по фотошопу из топ-10 шесть сайтов были под ддос-атакой.

— То есть я думаю кто-то из топовых сайтов, которые не под атакой оказались, просто загасили нас вот этой ддос атакой через каких-то своих программистов.

— В итоге я только через год создал другой сайт и понял, что нельзя складывать яйца в одну корзину. Ну просто какие-то непонятные люди ддосили с разных стран, сайт выключился, а я понял, что все, надо делать несколько сайтов, чтобы по крайней мере я не зависел от одного. Тогда и shakin.ru зарегистрировал, потом даже не знал, что на нем делать. Сначала думал опять фотошоп что ли, потом решил — нет, буду делиться советами по продвижению, потому что мне вот хочется делиться этой информацией. И дальше несколько сайтов всегда делал. 

На этом заканчивается первая часть интервью, касающаяся SEO-продвижения. Во второй обсудим все самые потаенные секреты продвижения под Запад, под США и заработок на SEO-продвижении там. 




Остались вопросы? Задавайте! Мы обязательно ответим.
Последние статьи