Вакансия 100110010

Блог 18.09.2017
Нам на корпоративную почту часто приходят письма в формате:

“Доброго времени суток! Меня зовут Ваня, я ищу работу в сфере разработки, поддержки, продвижения web-сайтов. Рассмотрю любые предложения. Прикрепляю к письму свое резюме. Вы можете связаться со мной по почте, либо по телефону.”

* Орфография автора сохранена.

Вакансия без опыта работы

День знаний меня вдохновил на эту статью. Я, в свою очередь, хочу вдохновить или, наоборот, оттолкнуть кого-то своим рассказом от мысли о трудоустройстве в нашей сфере. Опущу вариант, когда соискатель получил хорошее специальное образование по профессии и не прогуливал практики. Этот текст для тех, кто хочет сменить сферу деятельности и податься в web и digital, или для тех, кто долго учился, но так и не понял, чему именно.

Сначала немного о структуре вакансий в типичном клиентском агентстве или студии, чей основной бизнес связан с web-разработкой и рекламой. Предприятия уже давно отошли от плановой экономики, и штатное расписание скорее продиктовано рынком и запросами клиентов, чем необходимостью держать какое-то количество рабочих мест.. Для комфортной работы коллектива специалисты должны быть взаимозаменяемы на случай отпусков. Для комфортной работы управленца специалисты должны уметь вполне конкретные вещи.

Самые понятные и распространенные вакансии:

  • + дизайнер,

  • + программист,

  • + верстальщик,

  • + + контентер,

  • + менеджер проекта,

  • + менеджер по продажам,

  • + специалист по контекстной и таргетированной рекламе,

  • + смм-щик.

Нюансы в работе могут быть разные, но это достаточно типичный набор умений, которые отчасти могут сочетаться.

Например, неплохо, если дизайнер понимает, что такое вёрстка, и сам может добавить в готовый проект пару стилей в момент тестирования. То же самое относится к контентеру – уже давно не модно размещать нечитаемые портянки текстов без оформления. Смм-щик может уметь настраивать рекламу, программист должен понимать, что такое дизайн и архитектура страницы.


Исходя из собственных склонностей, нужно выбрать специализацию и начать прокачивать навыки. Не ждите, что вас будут всему учить на месте. Чтобы обучить новичка, нужно выделить определённое рабочее время специалистов команды, а оно стоит денег. Для небольших компаний это существенно – делать проект, за который заплатили, или рассказывать, как подключаться пo ftp. Большая часть команд – это коллективы до десяти человек.


“А как же развитие компании?” – скажете вы. Действительно, если старшим специалистам некому передать свой опыт и нет смены, то это плохо сказывается на движении вперёд. Непозволительная роскошь – бросать семена в камень.


Развитие имеет смысл, если субъект сам начал развиваться. Чего-чего, а уж обучающих курсов, тренингов, видео на всевозможные темы в сети предостаточно. В гугле пока мало кого забанили. Классика – это набрать запрос “что-то там для начинающих” и определиться, насколько лежит душа к этому занятию. Недостаточно уметь включать комп и открывать ворд.


Бывает ситуация: человек начал осваивать какое-то направление и бросил, взялся за другое…


Кроме лени и неумения работать вообще, есть несколько причин и мифов, из-за которых кажется, что в нашей сфере быстро, просто и вкусно.


Низкий порог входа: для начала работы нужен компьютер, который сейчас и так есть у каждого, и интернет. Решившийстатьдизайнером скачивает пиратскую версию графического редактора, набрасывает несколько картинок, но без наличия признанного обществом художественного вкуса (восхищения мамы детскими картинками не в счёт) получается уныло. Адекватная личность это понимает и либо идёт учиться в художку для взрослых, либо забрасывает это занятие и переключается на другое.


Вторая причина, по которой человек сталкивается с мемом “ожидание vs реальность” в том, что в сети действительно много обучающего материала. Из всего сложно найти стоящее. Оно, как правило, есть в тематических сообществах. А кроме того, не везде объясняются очевидные вещи. Для того, кто записывает видеоролики, очевидно, что действие делается кликом правой кнопкой мыши, а для новичка – совсем не очевидно.


В этой ситуации важно, чтобы было, у кого спросить. И лучше спросить у того, кто учит за деньги. Надо найти источник информации, который будет вам за ваши деньги отвечать на любые дурацкие вопросы. Из этого вытекает следующая сложность – найти компетентного, умеющего объяснять человека, а не только красиво завёрнутый курс.


Ещё одно: часто мелькает реклама курсов типа “научим дизайну за 10 дней”. Так не бывает. За 10 дней можно дать основные принципы, немного объяснить теорию по цвету и юзабилити, познакомить с интерфейсом графического редактора и, в общем-то, всё. Дальше – много-много практики с реальными задачами в реальные сроки и реальные бюджеты.

Четвёртое, что привлекает – в сфере IT в целом зарплаты выше. Это связано с тем, что люди имеют уникальные компетенции, у них мозги работают так, как не работают ни у кого больше. Платят за мозги, за их применение. Рядовым перекладывателям бумажек и копипастерам, как и везде в других сферах, никто не спешит платить много.


Могу с точностью сказать, что метод обучения мастеров-живописцев эпохи Возрождения работает. Возьмите пример, который вам нравится, и воспроизведите его или его часть. Попробуйте, разобравшись в технологиях, сделать то же самое. Скопируйте классное. Это не получится продать или как-то на этом заработать, но постепенно повысится уровень мастерства.


Пара строк о том, как у нас реализован процесс обучения, как пример. Для направлений и отделов есть обучающий курс, который человек может самостоятельно освоить и начать работать. В процессе обучения можно задавать вопросы и получать ответы, в том числе в виде дополнительного материала. Каждый раз придется много читать и вникать.

И да, продажам всего того, что наваяет отдел разработки, тоже нужно учиться. Это отдельный список компетенций, где обучаемость и гибкость мышления решают очень многое.


В заключение всего хочу сказать, что рутины и сложных ситуаций много везде. В нашей сфере часто появляются вопросы, на которые нет сразу ответов. Это нормально-перманентное состояние “я не знаю, но пойду поищу и подумаю, как решить”. Самое классное, когда у тебя получается в итоге то, что задумывалось, ощущаешь кайф и азарт, видишь результат, который оценили. Это чувство можно сравнить с отличной прогулкой по прохладному солнечному лесу после напряженного дня.


01.10.2017
Сначала я назвала эту статью цифровая анемия, потом захотелось поменять название на амнезию, потом… на что-то очень похожее на медицинский диагноз, связанный с невозможностью принимать то, от чего зависит жизнь — типа аллергии на жизненно-важный препарат.
05.09.2017
Еще один пример типа клиента.
Отличный кейс от коллеги по цеху, над которым предлагаю коллективно подумать. Возможно, уже был в описанных типах.
Там, глядишь, и рынок цивилизованнее станет.
Продолжение темы про типы клиентов и то, как с ними работать. Пьеса в двух действиях с кульминацией.
Пишите с вопросами. Обязательно ответим