Уфа
Что такое киберсквоттинг
Допустим, существует какой-то бренд, который зарегистрировал свой сайт и надеется, что тот будет единственным сайтом их компании. Но часто это не так и многие люди хотят попаразитировать на бренде и регистрируют другие домены, которые либо похожи на доменное имя этой компании, либо полностью его передающие. Например, Coca-Cola могла зарегистрировать домен cc.com или ck.com. То есть каким-то образом это созвучно или понятно, что это тот бренд. Аббревиатуру делают из бренда, но есть какая-то формулировка, которая будет более понятна пользователю.
Предположим, они сократили, а пришел так называемый киберсквоттер и зарегистрировал полностью coca-cola.com. Либо настоящая компания зарегистрировала без дефиса, а они сделали с дефисом или наоборот. Либо они зарегистрировали домен с дефисом, а пришел киберсквоттер и придумал такое название, что пишется оно примерно так же, то есть, незначительно отличается: букву «о» на «а» поменяли или еще что-то. Фактически, закон это называет до степени смешения, они похожи, но формально и технически это другой домен и зарегистрировать его новому владельцу никто не мешает.
Другой вопрос, что если есть зарегистрированная торговая марка, то в зависимости от законодательства страны (и в большинстве стран такое законодательство есть), основная компания может отсуживать эти домены, в России в том числе. И владелец торговой марки, заметив домены с именами, похожими на нее до степени смешения, может судиться и собирать их, не давая ими пользоваться.
Какие проблемы приносит
Все описанное выше — это процесс киберсквоттинга, когда кто-то пытается тем или иным образом паразитировать на бренде, регистрируя очень похожие на название торговой марки доменные имена, с цельюы получить косвенный трафик. Эти домены часто выходят наравне или где-то рядом с официальным сайтом в поисковой выдаче. Они могут получать некоторый прямой трафик: люди, думая, что они знают, как пишется название официального домена, будут его набирать, ошибаться и попадать на клон.
И есть такие неудачные для основной кампании примеры, когда основной реально хуже для пользователя, чем клон. И тогда клон получает огромный объем трафика, особенно, если бренд популярный. И там уже злоумышленник может с этим трафиком делать что-то, в разной степени вредящее компании. В лучшем случае это будет «рекламная прокладка», то есть страничка, которая показывает рекламные блоки партнерских программ или еще что-то. В худшем — конкуренты, которые будут вешать какой-то негатив о компании, либо свои конкурирующие предложения в той же товарной категории.
Что не является киберсквоттингом
Часто киберсквоттингом называют и просто регистрацию доменных имен на будущее, но это неправильно. Он связан с брендами и регистрацией как раз вокруг них. Когда многие вебмастера и бизнесмены регистрируют много доменов, причем не содержащих бренды, а просто содержащих какие-то нормальные слова (русскоязычные, англоязычные и их сочетания) с целью вывешивания туда проектов и их перепродажи — это не киберсквоттинг. Обычно это принято называть доменингом. В большинстве случаев это гораздо более законно и легально для самих доменеров.
Там тоже возможны с этим связанные с этим проблемы: кто-то может зарегистрировать торговую марку очень близкую к тому словосочетанию, которое уже было. Но все равно это гораздо безопаснее, чем киберсквоттинг, который в большинстве случаев на грани закона.